Oct 222009

…или Алькузар, Барселона, юг Франции и чуточку Праги ;)

О, чудо! В этот раз мой рассказ будет не о выезде школы :))) Он будет о том, как небольшая компания малознакомых людей (переменным составом от трех до пяти человек) путешествовала по скалолазным районам севера Испании и юга Франции.

Сразу оговорюсь – личных скалолазных впечатлений у меня мало (так уж сложилось), так что в тексте будут встречаться комментарии Медуна aka Medun =)

Общая схема нашего путешествия: перелет Москва-Прага-Барселона (целая ночь в Праге, ее помнят не все), машина на прокат и дорога в Родеяр, несколько дней в кемпинге Маскун, поездка в день отдыха в Алькузар, долгий (длиною в день) переезд во Францию – под Марсель, в кемпинг в Кассисе, один день лазания в Каланках, судорожное обсуждение как жить дальше, ночь с мистралем и попытками удержать палатки от полетов, переезд в Сен Лежер, четыре дня в восхитительном деревянном жите (gite), ночной переезд в Барсу (час езды – час сна на парковке, потом опять час езды и т.п.), сутки в этом городе, ночь в хостеле, перелет в Прагу (еще очень один вечер чешского пива), ночевка в аэропорту, самолет и вот мы дома..

Часть скалолазная первая. Rodellar

Родеяр – место в этом году не менее посещаемое, чем Воргол :) Только все нормальные люди ездили летом, а вот мы махнули туда в октябре.. Впрочем, с погодой нам повезло – было тепло и солнечно, только ночью посещали радостные мысли из разряда “ага! а у меня пуховка есть! и теплый спальник!” :) Днем же можно было запросто ходить в майке и даже прятаться от солнышка.

Первый же вечер начался с приятной неожиданности – через полчаса громкого обсуждения за ужином того, что встретить в Родеяре соотевественников почти невозможно, с холма над палаткой раздался мужской голос, на чистом русском языке возвещавший, что ему нас слушать надоело и давайте уже здороваться :)) Так мы встретили Лёлю aka Lelia и Димыча aka Dmitriy.

А дальше было четыре дня метаний между секторами с горящими глазами и выражением на лице “хочу сюда! нет – сюда! и вон то дайте попробовать! ой, мама, какая же трасса длинная!”, усублявшиеся комментариями “а вот эту 7б Ласта вылезла! надо посмотреть, а то чего она…” :) В результате ребята (Макс aka Brusnika и Андрей aka nomoreheroes) пробовали по разу всякие приглянувшиеся маршруты и тут же бежали дальше. Согласно традиционной схеме полдня мы проводили на ближней к кемпингу стороне ущелья, а когда днем там появлялось солнце – переходили на противоположную.

В результате были посещены сектора: Bikini, El Camino, Aquest Ani Si, Pince Sans Rire, Gran Boveda. А также в экскурсионном порядке Ali Baba и Egocentrismo.

От себя скажу, что Родеяр – это удивительный рельеф, огромное количество секторов и трасс любой сложности (есть даже участки чистого потолка на 6с!), все замечательно, но есть одно но – известняк здесь очень мягкий, и как только трасса становится популярной, она моментально полируется, порой до состояния стекла. Мне объясняли, что это я просто не умею ноги ставить и держать зацепы правильно, но, как ни крути, бывает порода цепкая и колючая, на которой куда ногу не брось, она стоять будет, а бывает как здесь – поставил на большую полку и думаешь “уйдет – не уйдет?”.

Всякое

Долина реки Mascun Наша машинка :)

Сектор Bikini

Общий вид сектора. Мало похож на остальные – нависает мало, вместо ручек – мизера Стартовая пирамидка :) Макс на 7b+ Peril Rouge

Сектор Gran Boveda

Общий вид сектора. Огромный. Классический. Андрей на 7b+ Макс любопытствует на той же 7b+ :)

Сектор El Camino

Сектор показался мне самым “стеклянным”. Макс развешивает 7b El Pupas Вид на сектор Dephin
Андрюха на той же 7b El Pupas (“ее Ласта вылезла!”) Волшебный йод :)

Сектор Pince Sans Rire

Pince Sans Rire – крайний слева Pire en el fire 7a+ Эта девушка размялась на 6с и ушла на 8b…

Сектор Aquest Ani Si

Наш любимый сектор Чудный дедушка лезет на онсайт 7b Макс пробует 8а А это хозяева оттяжек на 8а – глумятся, не иначе :)
Синхронное лазание от Лёли и Андрея Caprichos de lujuria 7b Дима заминается И такая печаль бывает :)

Еще всякое

Сектор Дельфин Сектор Egocentrismo За Дельфином

К слову, кемпинг нам очень понравился. Вроде бы ничего особенного – обычное место под палатку, стандартный домик с душевыми и туалетами, даже выделенного места для готовки нет, но как-то уютно :) Особое настроение создавали соседи. Например, справа от нас расположились двое немцев. Каждое утро они вылезали каждый из своей палатки, усаживались каждый на свой стульчик у раскладного столика, доставали пиво и начинали трындеть. Мы просыпались, умывались, завтракали, уходили лазать, возвращались вечером и находили эту картину неизменной. Разве что полных бутылок становилось меньше, а пустых – больше :)

Да, еще в головах моих беспокойных товарищей родилась безумная идея нового спортивного развлечения. Ее воплощение в фоторепортаже ниже :) Угадайте, что это за спорт :)

День отдыха. Алькузар и озера

Хотя мы планировали лазать по два дня, а потом устраивать день отдыха, вовремя, конечно же, никто остановиться не смог. И день отдыха приключился чуть позже :)

Наслушавшись Диму с Лелей, мы решили провести его как настоящие скалолазы, исследуя другие лазательные районы, а то сначала были разложенческие мысли съездить в Бильбао или в Барселону.. В общем, поехали мы в Алькузар – милый, до чиста вылизанный, туристический городишко, расположенный в 38 км от Родеяра. Узкие брусчатые мостовые со сточной канавой посередине, черепичные крыши, старый замок (монастырь?) на горе. Впрочем, сама гора гораздо интереснее – на ней пробито множество дорожек (преимущественно сложных). Стилистически они совершенно другие, нежели родеярские – скудный рельеф, малое нависание или вертикаль, дырки. Объединяет их лишь одно – такая же безумная длина трасс. Впрочем, в Алькузаре есть и нависающие сектора – в гротах чуть в стороне от монастырского холма.

Занятно было оценивать сложность трасс на глаз – Макс с Андреем долго спорили под одной, расходясь в оценках от 6b до 7b =) Сфотографировали название, посмотрели логи на 8a.nu. Оказалось, что это 8а :)

Основной сектор Средневековые улочки
Тропа вокруг холма Вид на город

После прогулки по Алькузару и неспешного обеда с видом на замок, мы отправились на каскад искуственных озер к северу от городка Барбастра.

Здесь состоялось мистическое Андрюхино омовение в целительных скалолазных водах северной Испании :) А еще по пути мы насобирали маслят! Только корзинки у нас не было, пришлось собирать в купальные трусы :)

Озера Место омовения Запруда у стены Алькузара
Добыча :) Жаренная картошка с грибами на ужин

Часть скалолазная вторая. Les Calanques

Повздыхав, что пробыли тут так мало, мы выдвинулись в сторону Франции, где в аэропорту Марселя нужно было забрать Медуна и поселиться в кемпинге городка Кассис.

Дорога была долгой, рассказывать про нее не буду, тем более, что основные воспоминания связаны с недовольными бормотаниями Макса (нашего бессменного водителя) о том, что его подставили, и если б он заранее задумался, что от Родеяра до Каланок 800 км, то никогда бы не согласился :)

Воссоединение с Медуном прошло успешно (он нас ждал всего полчаса), заселиться в кемпинг мы успели (за 10 минут до закрытия ресепшена), даже нашли свободное место. Но тут уже было не все так приятно.. Никакой тебе травки на месте стоянки, площадки крохотные, зато огорожены друг от друга плотным кустарником. И тут появился Ветер! Именно так, с большой буквы. На южном побережье Франции дует Мистраль – сильный порвывистый ветер, дующий с гор Севенн в долину Роны и заливы моря. Осенью он не особенно силен, но его хватало, чтобы приподнимать палатку, когда в ней нет человека, а только всякое барахло.

В гайде по Каланкам в описании секторов отдельно оговорено, защищен он от Мистраля или нет. Мы выбрали защищенный сектор Paroi des toits, тем более нам его отдельно порекомендовали. Нужно сказать, что подходы к секторам в Каланках оооочень длинные. Хорошо хоть живописные. Да и погода располагающая к прогулкам – тепло, солнечно, вот только ветер…

Заглянув по пути в грот Grotte de l’ours, мы добрались до своего сектора (“Стена с крышей”). Ветра там действительно не стало. Зато стало нереально жарко. Я сразу расплавилась, но ребята мужественно полезли. И тут начали появляться как приятные новости (порода с отличным трением), так и не очень (пролеты между оттяжками просто огромные, а долаз от последней оттяжки до базы порой достигает 6 метров). Плюс многие трассы нуждаются в чистке – Медун постоянно закидывал нас камушками. А мы-то хихикали над касками встреченных по пути скалолазов..

Правило лазать там, где больше замагнежено, сработало и здесь – немного сместившись, нашли более толковые трассы, которые и сыпались меньше, и вообще были интереснее. Еще бы пробиты они были почаще.. В общем, полазали еще немного (я в этом участие принять так и не решилась), и пошли купаться :) Благо лазурная бухточка была прямо под нами и весь день притягивала взгляды.

Paroi des Toits Grotte de l’ours
Место для купания Бухта внизу

Комментарий Медуна:
Я стараюсь придерживаться традиций, поэтому для меня этот осенний выезд был традиционным. Нетрадиционным стало только место его проведения. Три года подряд я ездил осенью в Испанию, в Родеяр, туда же я ездил этим летом (http://www.baurock.ru/medun09/rod.htm), и надо сказать, этот район, не смотря на свою суперклассность, мне уже порядком поднадоел. Хотелось чего-то совсем нового, и таким вариантом оказался район Les Calanques, расположенный недалеко от Марселя. По описанию (например, http://www.risk.ru/users/robinsya/981/) район казался просто идеальным прибрежным скалолазным раем. К тому же, туда собирались ехать ребята из Скала-Сити после посещения ими Родеяра, что окончательно определило мой выбор.

Однако на деле все оказалось совсем не так уж радужно. Первое, что смутило, это кемпинг (http://www.campingcassis.com/), он дорогой, там очень маленькие площадки, нет света вечером (а свет есть даже в затерянном в горах Родеяре!) и т.д. Второе, добирание от кемпинга до скалолазных секторов занимает больше часа, из которых минимум 30-40 минут нужно идти пешком. Места там действительно замечательно красивые, но это имеет свою обратную сторону, по проложенным по району бетонным дорожкам путешествуют тысячи туристов, а близость большого города Марселя, делает паркинги перед пешеходной зоной криминально опасными (вскрывают оставленные машины). Вечером, все туристы дружно покидают район, и идти 40 минут в числе многотысячных стройных рядов, как-то не особо приятно.

Les Calanques – район старый, производит впечатление некоторой заброшенности (я имею в виду, скалолазные сектора) и эмоциональной выработанности. Скорее всего, лазить там оптимально лишь в ноябре и марте, но не раньше и не позже, был октябрь, но так как практически все сектора имеют южную ориентацию, лазить днем было невыносимо жарко. Заброшенность Les Calanques проявляется еще и в практически полном отсутствии в нем скалолазов, даже в таких мега-известных секторах, как Paroi des Toits или Grotte de l’ours (мы видели человека четыре в Paroi des Toits и ни одного в Grotte de l’ours!). Единственная отрада – можно покупаться в прекрасном чистом море, но я не большой фанат осенних купаний… Если говорить про собственно лазание, маршруты, которые я пробовал, мне не очень понравились. Некоторые сыпучие (даже не смотря на то, что район старый) и острые, в первый же день, я порвал себе кожу на пальце, и это беспокоило меня весь оставшийся выезд. Но некоторые трассы все же смотрятся довольно заманчиво и интересно.

После мучительного лазания на жаре целый день, стало ясно, что Les Calanques оказался не тем местом, которое нам было нужно. К решению переехать я активно подталкивал народ также из меркантильных соображений, ребята уезжали раньше, а я еще на 3 дня оставался, и как добираться до скал без машины и с кем там лазить при отсутствии скалолазов, было не совсем понятно. Рассматривались разные варианты, куда переехать, но все же (опять-таки не без моей агитации), было принято решение переместиться в район Saint Leger.

Вечером за бутылочкой доброго французского вина состоялся совет, на котором решили, что отсюда надо уезжать, поскольку:
– пробито плохо (не только страшно, но и просто опасно иногда)
– категорировано жестко (фиг поймешь, сможешь ли вообще эту трассу долезть)
– сами трассы не особо интересные (олдскульные, как сказал Медун)
– лазать жарко
– кемпинг ужасный :)
– ветер еще усилился!

Поэтому проведя ночь в тревожном ожидании, что нас унесет в море вместе с палатками, после легкого завтрака мы выехали в сторону района Saint-Leger-du-Ventoux.

Кстати, за две недели до нас в Каланках была Катя Гришкова. И осталась довольна! Как так вышло – ума не приложу :) Надеюсь, она тоже напишет отчет о своем путешествии ;)

Часть скалолазная третья. Saint-Leger-du-Ventoux

Район Сен Лежер находится в 150 км на северо-запад от Марселя, в узком живописном ущелье под горой Mont-du-Ventoux (чуть меньше 2 км). Здесь стало заметно прохладнее, зато и ветер ощутимо ослаб и уже не доставлял беспокойства.

Поселились мы дивном жите (gite) – отдельные комнаты в деревянном домике с кучей входов. Поскольку здесь нас уже стало пятеро (к нам присоединился Женька aka stratus), то мы получили в полное распоряжение две комнаты, душ, туалет, удобную кухню и уютную гостиную. Пропущу все свои восторженные попискивания по поводу жита, скажу только, что там действительно очень удобно и приятно останавливаться. Стоит это 14,5 евро с человека в сутки.

Бросили вещи в домик, купили у хозяина гайд (его как раз недавно выпустили) и бегом на скалы!

Мнения были разные, но меня лично скалы порадовали: порода колючая, как я люблю – воткнул ногу в трение, и она стоит, – на простых и средних трассах нависания почти нет (простое вообще все лежит). Трассы, в основном, длинные, пробито местами очень бодро, но безопасно. Категорировано жестко, и это приходится учитывать при выборе.

Большинство секторов – сложные (8а и выше), но и простых трасс достаточно. Расположены сектора рядышком – просто перетекают друг в друга; от жита до ближнего сектора идти минут 5, до дальнего – минут 20-30.

С погодой опять повезло – она была идеально лазательной. Нежарко, но ясно. Скалы довольно быстро прогреваются на солнце. Тут уже появилась возможность и желание выбрать себе проект и работать над ним – Макс жестко рубился на 7с (по данным 8a.nu 7c+), правда, так и не победил, Андрей заставил себя бодаться с одной 7b (потому что там положительный кусок и страшно), и забодал!, Медун собирал со второй попытки всякие 7c+ и приглядывался к 8а.. Мы с Женькой, правда, так полазали, без целей, напряга и результатов. Зато в удовольствие :)

Самый первый сектор – Family Life Mont Ventoux Долина реки Le Toulourenc
Каскад секторов Сектор Le nabab Медун лезет FFMEuh 7с+
Опять FFMEuh Настрой на победу :) Макс на старте 7с Пробует 8а :)
New School vs Old School Face Sud Новый секретный сектор :)

Комментарий Медуна:
В районе Saint Leger, я уже был четыре года назад (http://www.baurock.ru/leger/leger.htm). Район запомнился мне изумительным спокойствием, красивой природой и хорошим лазанием. Однако все мы со временем меняемся (иногда и сильно), и очень хотелось посмотреть на район снова, после процесса трансформации личности.

Внешне, с тех пор ничего не поменялось, тот же жит (хостел, gite, http://www.bergerie-des-salamandres.com/) c прекрасными (и относительно недорогими) условиями и хозяином-голландцем, обладающим феноменальной памятью (через 4 года он вспомнил меня и даже вспомнил, как меня зовут!), речка Le Toulourenc, скалы, и парящая над всем этим миром гора Ventoux. Скалы в Saint Leger, находящиеся на расстоянии 7-15 минут хода от жита, красивая девственная природа, оторванность от внешнего мира, отсутствие толп туристов все это необычайно радовало после Les Calanques.

В отличие от Родеяра, скалы в Saint Leger не так сильно нависают (хотя, сильные нависания там тоже есть), маршруты техничнее и категории жестче, поэтому, любителям легкой добычи в виде “категорий лайт” :), можно отдыхать, в этом плане Saint Leger – район суровый. Пикантности добавляют также распространенные “спортивные” пролеты между шлямбурами. Но ко всему этому можно привыкнуть и получать удовольствие от прохождения прекрасных маршрутов! Район, представляющий непрерывный скальный пояс, условно разделен на несколько больших областей и мини-секторов. Все это описано в вышедшем недавно гайд-буке, который можно купить у хозяина жита. Некоторым недостатком района, является ориентация секторов, точнее ее значимость именно для того периода времени, когда там были мы. Речка Le Toulourenc протекает строго с востока на запад и берега ориентированы либо строго на север, либо строго на юг. В середине октября, на южных стенках к середине дня становится жарко, а на северных так и остается холодно…

Из наиболее понравившихся секторов это – en Attendant Mozart, Le Prince du Lactique (Принц Молочной Кислоты (по имени одноименного маршрута) :) ), запомнившийся еще с прошлого выезда. Les Coffres en Bamboo, очень интересный сектор 2/3 маршрута проходит по слабому нависанию, очень техничное лазание по мелким и микро- зацепам, а верхняя часть – резистанс на нависании. Порадовал и сектор FFMEuh, где мне удалось, в частности, пройти со второй попытки очень красивый одноименный маршрут категории 7с+, который также запомнился мне большими пролетами между оттяжками. Сектор этот примечателен еще и тем, что где-то после часа дня он находится в тени и лазание в прохладе на предварительно прогретых солнцем скалах близко к идеальным условиям (к слову, в этом секторе расположен знаменитый маршут le Nabab, 8b+, который четыре года назад прошел Женя Кривошейцев). Другие старые сектора района, на мой взгляд, не очень удачны, скажем, в секторе Praniania, за весь выезд, я не видел ни одного человека, что обусловлено, мне кажется, бедностью рельефа сектора, трассы в нем просто отпугивают своим видом. Сектор Andalouse, также не очень посещаем по этой же причине (и по причине удаленности), но все же он по-лучше в плане лазания.

Однако самое большое впечатление, на меня произвел новый “секретный” сектор района Saint Leger, который называется la Baleine (Кит). Невероятный ньюскульный сектор, я бы даже сказал, мини-район, недавно открытый и пробитый, не описан в гайд-буке. Знают о нем преимущественно местные жители, и иностранцев там практически нет. Трассы потрясающие (хотя и достаточно жесткие по категориям, как и все маршруты в районе Saint Leger). Мне, опять-таки со второй попытки, удалось пройти там маршрут Slayer, 7c+, прохождение которого доставило мне незабываемое удовольствие. Более подробно развернутое описание района (сектора) la Baleine, я дам позже в своем блоге.

И снова про еду.. Здесь Макс перешел от собирательства к рыболовству – позаимствовав неизвестно чью удочку (стояла во дворе), поймал несколько форелек :) В результате, на ужин была вкуснейшая уха :)

Улов. Целых 6 рыбок! :) Рыбалка Мне кажется, видно как им вкусно :)

До дня отдыха опять дело не дошло. Зато пришло время уезжать обратно в Испанию.. А мне только-только захотелось лазать! Но тут уж ничего не поделаешь :)

Перед обратной дорогой заехали на вершину Mont Ventoux (там есть автомобильная дорога на самый верх), понаблюдали марсианские пейзажи (был как раз закат) и общий вид на лазательные сектора. Спустились вниз, порадовали себя француским ужином и отправились в долгий путь в Барселону.. Добрались только утром, успев по дороге поспать в машине на двух-трех стоянках :)

Дальше скалолазного не было совсем: заселились в хостел, позавтракали в милой булочной, погуляли по Барсе, посидели в барах готического квартала и на набережной, переночевали в хостеле, сдали машину, загрузились в самолет, выгрузились в Праге, поужинали прямо на улице на староместской площади, сфотографировали Андрея у дома Кафки (он там себе еще Процесс на чешском в комиксах купил), отведали чешского пива, чуток погуляли по центру, опять аэропорт, сон на мягких креслах (но все-таки в скрюченном состоянии), самолет, дорога от аэропорта и вон он – Home, sweet home! Правда, возвращаться все-таки не хотелось..

Как-то так :)

З.Ы. В отчете использованы фотографии мои, Макса и Медуна.